Дербент. Дагестан. Россия.

Дербент. Дагестан. Россия.

пятница, 3 июля 2015 г.

Игра – путешествие «Дербент. Дагестан. Россия», 1-й тур.




    Основное событие проекта - игра-путешествие «Дербент. Дагестан. Россия» - прошла с 15 по 19 июня. Для сценария игры-путешествия воспользовались  литературой по Кавказу, Дагестану и Дербенту из фондов библиотек города,  а также большое количество книг и периодических изданий получено по Межбиблиотечному абонементу из Национальной библиотеки им. Н.Г. Доможакова города Абакана. Целью разработчиков было сделать книгу главной помощницей и путеводителем в игре. Очень полезной и интересной оказалась информация, выложенная на сайте facebook в сообществе "Дербент: 2000 лет на перекрестке культур".





В сценарии соблюдены «законы жанра»: путешествие, поиск, тайны, преодоление трудностей, маршрутные карты. Остроту игре придают элементы состязательности команд. На протяжении всего пути  команды собирают сведения для разгадки тайны Легенды. Игра-путешествие способствует формированию принципов толерантности, дружбы, взаимопонимания между народами России, приобщению к чтению книг и  расширению кругозора участников.
        15 июня 1-й тур игры состоялся для студентов Черногорского механико-технологического техникума. На открытой площадке, украшенной флажками с символикой игры, растяжкой «Дербент: 2000 лет на перекрестке культур», в сопровождении дагестанских народных мелодий звучали слова приветствия на разных языках народов России.  Со словами о Дербенте как об одном из древних и красивых городов Кавказа  и его значении для России к участникам обратились Людмила Табачных - директор ЦБС и Наталья Поликарпова - директор техникума. Праздничность моменту придало исполнение представителями молодежи города песни «Кто, если не мы».



Ведущие познакомили присутствующих с Легендой и правилами игры-путешествия:
Ведущий 2: «Давным-давно в одном старинном селении жили десять семей. Жили они в постоянных спорах и распрях, часто ссорясь друг с другом. И дня не проходило, чтобы кто-нибудь из них не затевал споры со всеми остальными. Шли годы, века и каждая из семей таяла, исчезала. Когда осталось их всего лишь три, – испугались они, что совсем могут исчезнуть, кануть в небытие, не оставив после себя ничего, кроме старых домов.
Ведущий 1: Стали думать семьи, что делать дальше, как быть, как выжить друг с другом. Да ни к чему и не пришли. Только спорить они умели, ссориться и воевать. Решили они спросить у мудрого старца, что жил далеко-далеко в непроходимых лесах, за глубокими морями на самой высокой горе – что же им делать, чтобы жить вместе друг с другом.
Ведущий 2: Много дней и ночей шли они через леса, переплывали моря и взбирались на самые высокие горы. Много испытали на своем пути, пока смогли найти мудрого старца. Стали спрашивать его: «Что нам делать? Как жить нам друг с другом, чтобы ни распри, ни ссоры не смогли нас разъединить?». Дал им старец наставления мудрые. Стали жить они по наставлениям этим.
Ведущий 1: Прошли века, из трех семей их стало больше сотни. Живут они и поныне вместе, не зная распрей и бед. А что же это за наставления такие – мало кто помнит. Направимся прямиком в гости к самому старому и древнему городу России – Дербенту, которому в этом году исполняется 2000 лет.
Ведущий 2: Дербент – мудрый, красивый, неповторимый. Он обладает многими секретами и загадками и  помнит наставления старца, но просто так свои тайны не откроет. Сегодня мы с вами - путешественники, первооткрыватели, историки, археологи и чуть-чуть детективы.
     Игроки разделились на 4 команды, выбрали капитанов, названия команд, получили маршрутные карты, а также «средства передвижения» команд, изображенные на бейсболках капитанов (автомобиль, самолет, воздушный шар, яхта). Командам были даны основные и дополнительные задания.



Для более полного и всестороннего изучения  истории и культуры Дагестана и Дербента разработчики взяли четыре направления: историческое, географическое, культурное и литературное. Этим направлениям соответствовали в игре четыре станции: Историческая «Преданья старины глубокой», Географическая «Между небом и землей, под водой, у гор высоких»,  Культурная «Ах времена, ах нравы», Литературная «Могучая лира в душе поэта». Каждой станции соответствовало свое условное обозначение, которое располагалось на дверях аудитории, на разных этажах.


Путь следования каждой команды был индивидуальный и отражался в маршрутной карте.

       На каждой станции была представлена подборка книг по теме с наклеенными на обложке разными смайликами и цветными стикерами на страницах, которые были своеобразными подсказками для играющих. Сложность состояла в том, чтобы правильно определить, под каким смайликом находится нужная книга, а в книге найти необходимую информацию. 





На Исторической станции прозвучал  рассказ об истории Дербента и Хакасии и был предложен  кроссворд.




 

«Дербент впервые упоминается в 6 веке до н.э. Здесь в древности пролегал знаменитый Прикаспийский путь - единственная удобная дорога из степей Юго-Восточной Европы на Ближний Восток. На этом пути, в одном из его самых стратегически важных и географически удобных мест, возникло первое поселение на месте нынешнего Дербента". Роль Дербента и Дербентского прохода в древности была велика, он был расположен в одном из самых стратегически важных и топографически удобных мест знаменитого Прикаспийского пути, связывающего Восточную Европу и Переднюю Азию.
Именно в этом месте богатые и цветущие земледельческие народы Ближнего и Среднего Востока "отгородились" мощными укреплениями от опустошительных набегов кочевых племен из степей Юго-Восточной Европы.
В разные времена многочисленные народы давали городу разные названия (их всего более двадцати), но все они связаны со словом "ворота". Название "Дербент" - персидское, восходит VI веку н. э. и дословно означает "Узел ворот", или "Замок ворот". Русские называли этот город "Дербень" или "Железные врата".
 Подробное описание удивительного города оставили многие восхищенные наблюдатели разных веков, в том числе сосланный сюда писатель-декабрист А. А. Бестужев-Марлинский. Город ему напоминал "огромного удава, который под чешуей домов растянулся с горы на солнышке и поднял свою зубчатую голову крепостью Нарын, а хвостом играет в Каспийском море".
 Прочнейшая кладка крепостных стен и башен, выдержавшая за тысячелетия не один штурм, хорошо сохранилась за небольшими исключениями до наших дней, что дает сегодняшнему путешественнику уникальную возможность мысленно разговаривать с современниками давно исчезнувших племен и народов.
Архитектурные памятники города Дербента – настоящий источник знаний по истории, по меньшей мере, пяти тысячелетий. Драгоценным алмазом в сокровищнице дербентского наследия является архитектурный ансамбль – цитадель «Нарын-кала». Эта величественная твердыня из камня, сооруженная в труднодоступном месте, была призвана символизировать могущество обитавших в ней властителей, демонстрировать непререкаемость власти и внушать страх. А соборная мечеть города Джума-мечеть, построенная в начале тринадцатого века, входит в пятерку самых древних мечетей мира.

Хакасия впервые упоминается в 4 веке до н.э. Как предполагают ученые, предки человека поселились на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско- Минусинской котловины свыше 300 тысяч лет назад. Древнейшая история этого края уникальна и самобытна. Хакасия известна во всем мире своими древними историко- археологическими памятниками. Археологи не случайно называют ее «археологической Меккой».
С древнейших времен Хакасия имела караванные пути с Монголией, Китаем, Тибетом и Индией. В эпоху Кыргызского каганата существовала ветвь Великого шелкового пути, которая соединяла Хакасию с Тувой. Этот путь упоминался еще в древнетюркских рунических памятниках VII – VIII вв.
Вопросы для кроссворда:
1.  Как с исторической точки зрения должен называться Дербент?
2.  Какое княжество сыграло основную роль в развитии отношений между Дагестаном и Древней Русью?
3.  Как в кавказском доме называлось отдельное помещение для приема гостей и друзей?
4.  Как назывались древние захоронения на территории Дагестана и Хакасии?
5.  Кем в XIII веке были завоёваны Дагестан и Хакасия?
6.  Как по- тюркски звучит название одной из крупнейших рек России «Енисей»? 




     На Географической станции рассказывалось о географическом  положении Дагестана и Хакасии, осуществлялся поиск по книгам и нанесение на карты  местоположения  городов этих республик. Для выполнения задания проводилась работа с книгой «Народы Дагестана» и с атласом Республики Хакасия.


«Республика Дагестан, входящая в состав Российской Федерации, расположена на Северном Кавказе и является приграничной частью юга России. Она граничит по суше и Каспийскому морю с пятью государствами — Азербайджаном. Грузией. Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. Внутри Российской Федерации соседствует со Ставропольским краем, Калмыкией и Чечней. Общая протяженность территории с юга на север составляет около 400 километров, с запада на восток — 200 км. На востоке на протяжении почти 530 км.      Дагестан омывает Каспийское море. Южная граница проходит по Водораздельному хребту Большого Кавказа. По размерам территории (50,3 тыс. кв. нм.) и численности населения (2.1 млн. человек) — это самая крупная республика на Северном Кавказе.      Дагестан включает в себя пять климатических и ряд физико-географических зон: от субтропиков и Прикаспийской низменности, находящейся на 28 метров ниже уровня мирового океана, до снежных вершин высотой более 4 тысяч метров. Общепринятое деление республики — это горы, предгорье и равнина.      Наиболее крупными реками являются Терек, Сулак и Самур. Реки широко используются в народном хозяйстве республики для гидрознергостроительства, мелиорации и водоснабжения.
     Высокогорный Дагестан отличается исключительной расчлененностью рельефа, где встречаются замкнутые котлованы и горные долины. Здесь же (выше 1800 м) расположены альпийские и субальпийские луга. Высшая точка Дагестана имеет отметку 4466 м (гора Базардюзи). Географическое положение, расчлененность рельефа и наличие водного бассейна Каспийского моря делают климат Дагестана весьма разнообразным.    Лето здесь теплое, а зима мягкая, но ветреная. Высокие горы накрыты снегом.      Средняя температура зимой + 2°С, летом + 30°С.      В целом, летний климат характеризуется обилием тепла и сухостью. Но, в высокогорном Дагестане лето довольно прохладное, а зима сравнительно холодная. Каспийское море является аккумулятором и источником тепла в Дагестане.      Летом температура воды в море достигает до 28 градусов.      Годовое количество осадков колеблется от 200 миллиметров в знойных северных степях до 800 миллиметров а горах.
Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. Протяженность с севера на юг – 460 км, с запада на восток (в наиболее широкой части) – 200 км. На севере, востоке и юго-востоке Хакасия граничит с Красноярским краем, на юге – с Республикой Тыва, на юго-западе – с Республикой Алтай, на западе – с Кемеровской областью.  Разнообразие климатических и растительных зон – от высокогорья с круглогодичными ледниками и снегом, тундры, лесов и лесостепей до степей с древними могильниками – характерно для республики. Климат резко континентальный, с сухим жарким летом и холодной малоснежной зимой. Средняя температура воздуха июля +17,9°С, января –18,9°С. Количество солнечных дней в республике значительно выше, чем в соседних регионах.  Преобладающий рельеф местности – степи, горы и тайга. Саянские горы, высота которых порой превышает 2000 м, занимают две трети территории республики.»


Участникам игры было дано задание с помощью книг определить по пять городов Республик Дагестан и Хакасия и нанести их местоположение на контуры республик, предварительно нарисованные на доске, и ответить на предложенные вопросы:
 
1. Самая крупная по численности народность Дагестана?

2. Какова площадь Республики Дагестан?

3. Какова площадь Республики Хакасия?

4.Сколько государств  граничит с Дагестаном?» 



        На Культурной станции  участников знакомили со свадебными традициями и обрядами,  предлагалось составление пазлов по нарядам дагестанской и хакасской невест, предварительно отыскав их изображение в книгах.
 


«Дагестанская свадьба. Свадьба – одно из самых значимых событий в жизни любого дагестанца, что объясняет особый размах, с которым проводится торжество, и трепетное отношение к свадебным традициям. Свадебных обычаев и ритуалов в Дагестане существует огромное множество:  сколько аулов – столько и свадебных  традиций.   Согласно горским законам, решение о замужестве принимает не сама женщина, а её родственники по мужской линии. В давние времена родители сговаривались о браке за своих еще малолетних детей, при этом отец мальчика давал в виде залога какую-нибудь вещь отцу девочки, и дети считались с этого времени женихом и невестой.
При совершении брака жених должен заплатить выкуп родителям невесты – калым. Размер его не был одинаковым, и величина во многом зависела от материального положения и сословной принадлежности. Раньше практиковали брак с похищением невесты, когда жених  не мог получить одобрения жениться на любимой по той или иной причине.
Однако часто кража происходила с согласия самой невесты. Сейчас это уже почти в прошлом, и случаи кражи невесты стали редкостью. Центральным акцентом свадебного торжества был переход невесты из отцовского дома в дом жениха.
Перед отправлением в дом жениха подруги наряжали невесту в лучшую одежду, подаренную женихом.  Свадебный костюм невесты должен  оберечь и сохранить от всего дурного и плохого девушку, вступающую в брак, ведь ей предстоит играть новую роль в совсем чужой среде. Наряд невесты обильно декорирован. В нем отражается всё великолепие традиционного дагестанского костюма. Дагестанская свадьба – это праздничные костюмы девушек с их торжественными и богато украшенными головными уборами; дерево, увешанное сладостями; подносы с подарками; грустная песня, сопровождающая шествие, когда невесту ведут в дом жениха.
У аварцев свадьба как таковая вообще проводилась на второй день. Заканчивался этот день, как правило, у всех народов танцем новобрачных, На третий день свадьбы  чаще всего принято было приглашать молодых в дом  родителей невесты. Большинство обрядов в церемонии вступления в брак были не только связаны с религиозными предписаниями, но и имели магический смысл, должны были уберечь от сглаза, порчи, колдовства, от шайтанов; имели символическое значение, связанное с будущим потомством, достатком в доме молодых. Многие обряды, ритуалы, традиции и обычаи  уходят в прошлое, а на смену древним обычаям приходит современная свадьба.
Известно, что в Дербенте каждый день празднуется не меньше десятка свадеб. По давней традиции новобрачные обязательно приезжают в крепость Нарын-кала. Возможно, поэтому дербентские семьи так же крепки, как стены древней цитадели.

Хакасская свадьба. Основной формой брака являлось похищение девушки с дальнейшей уплатой калыма. Обычно влюбленные договаривались о дне и времени увоза девушки. После похищения отец невесты собирал отряд в 20-30 человек и отправлялся «в погоню» - к родителям юноши. Родители жениха выходили им навстречу с вином в руках и, кланяясь, говорили: «Мы виноваты, совершили кражу. Теперь ваше дитя – наше, а наша голова – ваша». Девушка подтверждала свое согласие выйти замуж, и начинался разговор о калыме. Полученный выкуп отец обычно распределял между сыновьями и братьями. Все, кому доставался калым, обязаны были участвовать в наделении невесты приданным. Примерно через месяц после похищения устраивали свадьбу. На свадьбе совершали обряд расплетения девичьих косичек и заплетения волос в две косы.  Совершались  также ритуалы поклонения невесты луне и солнцу, домашнему очагу и т.д. Одним из важных обрядов свадебного торжества было одаривание молодых.
         В свадебных обрядах дагестанского и хакасского народов мы находим общие элементы, такие как уплата калыма и похищение невесты. А также у обоих народов они имели магический смысл, должны были уберечь от сглаза, порчи, колдовства;  имели символическое значение, связанное с будущим потомством, достатком в доме молодых.
Ведущая приглашала из участников игры девушку с длинными волосами и юношу и  демонстрировала «обряд заплетения волос». При этом она поясняла, что прическа хакасской женщины имела определенное значение. Согласно обычаям, девушки носили косички, заплетенные по часовой стрелке. Замужняя женщина носила две косы. На празднике  обряд расплетения косичек возглавляла жена старшего брата  жениха, или его старшая сестра, или жена дяди по матери (на эту роль тоже приглашалась одна из участниц игры). У жениха отрезалась прядь волос и вплеталась в косу невесты.»


Демонстрация обряда проходила под звуки хакасской национальной мелодии, оживленно, весело, с шутками игроков.



     После знакомства с обрядами участникам игры предлагалось отыскать в книгах наряды дагестанской и хакасской невест, и  собрать пазлы.  Это задание  участники выполняли с  большим интересом и азартом.



Для более глубокого знакомства с культурой Дагестана предлагалось ответить на вопросы, с помощью книг:
«1.  Перечислите древние виды декоративно-прикладного искусства Дагестана.
2.  Назовите фамилии семи художников Дагестана  – лауреатов Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.
3.  Какие художественные промыслы развиты в Дербенте в наше время?»


Участники успешно справились с заданием, активно используя смайлики и стикеры для поиска информации в книгах.
     

На Литературной станции участникам были предложены «литературные качели» по произведениям дагестанских и хакасских авторов, составление и прочтение  синквейнов на тему  «Родина».




Работа станции прошла в виде «литературных качелей». В мировой поэзии установились определенные темы, направления по которым подразделяется поэзия (природа, любовь, Родина, семья, мать и т.д.). Участники делятся на две группы. Первая группа читает произведения Дагестанских поэтов о матери, Родине, любви и природе. Вторая – хакасских поэтов. Одновременно сравниваются отношения этих культур к общечеловеческим ценностям.
«Каждая страна, каждая культура богата поэзией  о любви, о природе, о Родине, о матери. Все поэты - художники слова - признавались в своих стихах в любви к прекрасному, и в этом были созвучны в своем творчестве, находя неисчерпаемый, бесконечный источник поэзии.
Сейчас вы услышите отрывки из стихотворений и  попробуйте определить, поэт  Дагестана или Хакасии написал эти строки.

  

… - Да будет мир над цепью гор!
Да не коснется зло родного края! - 
Так, заклиная, ты ткала ковер,
За нитью нить в раздумье выбирая.

В узор вплетались горы и снега,
Крик журавлей и облачные перья,
Цветущие альпийские луга,
Старинные преданья и поверья.

(Расул Гамзатов «Берегите матерей!»)

Даже ощупью в темной тайге
Не отыщешь тропы до утра.
Как отрадно, когда вдалеке
Вдруг заметишь ты пламя костра.

Он бушует, как сердце тайги.
Меж деревьями медленный дым
То петляет, то чертит круги,
Покрывалом ложась голубым.

(Михаил Кильчичаков «У костра»)

Прослушав стихи, ребята без труда определяли поэтов Дагестана и Хакасии. 


«А сейчас на «литературных качелях» послушаем как поэты Хакасии и Дагестана говорили о самом дорогом и близком для каждого человека о матери, о родине, о природе».

Участники игры брали книги с одинакового цвета стикерами, например, зеленые – о природе, красные – о любви, и зачитывали строки из стихов Расула Гамзатова, Анхил Марин, Патимат Кумухской, Щазы из Куркли, Саида Габиева, Абуталиба Гафурова, Натальи Ахпашевой, Михаила  Кильчичакова, Анатолия Преловского, Анатолия Кыштымова). По прочтении стихов ребята делали выводы о том, как схожи люди разных национальностей в выражении поэтических чувств к самому дорогому для любого человека.



«Ребята, вам предоставляется возможность почувствовать себя поэтами, попробуйте сочинить синквейн, т.е. «стихотворение из пяти строк», лирическое, отличающееся краткостью, без рифмы, которое читается очень медленно. Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.»

Участникам объяснены правила составления синквейна и представлены примеры. Затем ребята составили синквейн на тему «Родина» и зачитывали  его с выражением.



По прохождении каждой станции капитаны получали конверты с запечатанными «тайными» словами, из которых в конце игры складывали пожелания Мудрого Старца из Легенды и комментировали их.





В первый день после церемонии открытия свой маршрут совершила команда «Эльбрус». Членам команды удается сложить пожелание старца из Легенды: «Смотрите не друг на друга, а вместе, в одном направлении».
16 июня маршрут прошла команда «Путешественник». Им выпало составить  пожелание: «Относитесь к другим как к себе самим».
17 июня – команда «Русь» расшифровала слова: «Человек без Родины, сума без хлеба».
18 июня – команда «Эпоха». В её конвертах было скрыто пожелание: «Обуздывайте желания свои, зло скоро делается, добро же – медленно».
19 июня завершился 1-й тур игры. Были подведены итоги и награждены победители.  Команды «Путешественник» и «Эпоха» поделили 1-е место,  команды «Эльбрус» и «Русь» разделили 2-е место.






Ведущий 2: «У нас – общая история и общее будущее. И где бы мы ни находились – нас окружают люди разных национальностей. Сегодня залог процветания России—в единстве и сплоченности народов. Это наше богатство и преимущество, которое мы должны сохранить. Сохранить все вместе. Как писал Федор Тютчев:

«Единство, – возвестил оракул наших дней, –

Быть может спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью, –

А там увидим,  что прочней…

Ведущий 1: Возьмемся за руки, друзья, посмотрим друг на друга, ведь любой из нас – полноправный представитель  большой, многонациональной семьи».
Завершилась игра исполнением всеми участниками песни «Родина моя» (слова Р. Рождественского, музыка Д. Тухманова), которая является своеобразным гимном дружбы и единства страны.


   Сотрудники библиотеки получили восторженные отзывы о проведенной игре-путешествии от студентов-участников и преподавателей.



Комментариев нет:

Отправить комментарий